• 8(3462) 739-372
  • Филиал МБОУ "Солнечная СОШ № 1" "Локосовская средняя школа - детский сад им. З.Т. Скутина", РФ, Тюменская обл., ХМАО-Югра, Сургутский р-он, Локосово, Советская 26/1, 628454
  • taluzina@mail.ru
 Филиал МБОУ "Солнечная СОШ №1"  "Локосовская средняя школа-детский сад им. З.Т. Скутина" 
Аттестация педагогов
                             Педагог-логопед                                Бугаева Светлана Александровна

График работы: 9:00-11:00(понедельник-пятница); суббота, воскресенье-выходной

Телефон (факс): 8(3462)739-372 (739-292)

Вред и польза разговоров при детях

       Сегодня еще нет доказательств, однако есть большая  вероятность того, что дети способны воспринимать услышанную информацию и «записывать ее на подкорку» с первого дня жизни. Верить в это или нет — личное дело каждого человека.Но если вам небезразлично психическое здоровье и состояние нервной системы вашего малыша, лучше все-таки не рисковать и задумываться, что можно обсуждать в его присутствии, а что — не желательно. Ведь результаты неуместных бесед могут быть самыми неожиданными.В чем конкретно вред и польза разговоров при детях мне помогла разобраться психолог, директор детского психологического центра «Образование в развитии» Екатерина Владимировна Каширская. 

 Не требуйте от малыша невозможного

  Список «запретных» разговоров в присутствии ребенка возглавляют споры и темы, касающиеся его воспитания, обучения и наших родительских ожиданий, связанных с любимым чадом. Некоторые мамы и папы планируют жизнь крохи с пеленок и на много лет: в школе с каким уклоном он будет учиться, в какие секции ходить, сколько языков изучать и т.д. Понятно, что все родители мечтают о талантливых детях, но взрослые не могут заранее знать, в какой именно области их чадо добьется успеха. А значит и разговоры об этом ни в коем случае не должны вестись в присутствии малыша.             Распространенная ситуация: вы видите в своей дочери олимпийскую чемпионку по художественной гимнастике, а малышка имеет прекрасные вокальные данные. Ваши увещевания о том, как замечательно она будет выглядеть в красивом купальнике с мячом или обручем, какие места занимать, как все ею будут гордиться, цели, скорее всего, не достигнут, зато навсегда останутся у девочки в подсознании. Повинуясь воле родителей, ребенок будет заниматься неинтересным для него делом, не добиваться тешащих родительские амбиции результатов и все чаще думать о том, что он не оправдал ожиданий мамы и папы. А это, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на формировании личности. 

   То же самое касается вопросов обучения. Не рекомендуется обсуждать при ребенке, чему должен научить его дошкольный репетитор, каких результатов от него ждут, и с какими знаниями и умениями ему следует пойти в школу. Никому не дано предсказать, как именно пойдет процесс обучения, а малыш уже предъявляет к себе завышенные требования. И если у него вдруг что-то не получится, кроха не сможет этого понять и смириться, поскольку с младенчества его готовили к другому.

 Дошкольный возраст — самый важный

  Результатом завышенных требований и порой нереальных ожиданий родителей становится эмоциональная неуверенность детей и неумение в дальнейшем адекватно оценивать свои результаты. Таким детям трудно учиться в школе, потому что они не способны правильно реагировать на свои успехи и неудачи, как в обучении, так и в общении с одноклассниками. Одни принимают ошибки очень близко к сердцу и расстраиваются, другие, наоборот, к важным вещам относятся безразлично. Как правило, именно с такими малышами приходится ежедневно сталкиваться Екатерине Владимировне и другим психологам Центра «Образование в развитии». Как опытные специалисты, они знают, что дошкольный возраст — самый важный в формировании различных стереотипов, а посему советуют мамам и папам уважать младших членов семьи и задумываться над тем, к чему могут привести неосторожные фразы, сказанные в их присутствии.

 Что такое хорошо и что такое плохо

  Родителям важно сформировать у ребенка понимание того, что хорошо, а что плохо. Иначе это сделает кто-то другой. Причем совсем необязательно «информация извне» совпадет с вашими представлениями о добре и зле. Поэтому посредством сказок, примеров из жизни помогите ребенку понять простые истины: такое-то недостойное поведение привело к таким-то результатам и наоборот, такие-то человеческие добродетели были вознаграждены таким-то образом.

  В этой связи возникает резонный вопрос: коль не избежать примеров из жизни, как быть с темой обсуждения при детях других членов семьи, друзей и коллег по работе. Хотелось бы действовать по принципу «не судите, да не судимы будете», однако так получается далеко не всегда. Однозначный совет — вести ли такие разговоры при малышах — дать нельзя. Все зависит от формы ваших высказываний и от того, насколько часто в семье принято обсуждать окружающих. Если вы замечаете за собой такой «грешок», постарайтесь оградить ребенка от подобных разговоров. Когда кроха постоянно слышит, что все вокруг плохие, а хорошие только гордые «мы», велика вероятность, что он будет испытывать значительные трудности в общении с друзьями, педагогами, да и вообще с окружающим миром. 

  Нужно объяснять малышу происходящее, приводить примеры, но не возвышать его безосновательно над другими и, конечно же, не занижать. В житейских рассказах не ограничивайтесь лишь светлыми сторонами жизни, иногда ребенку полезно знать, что в действительности все не так радужно. Однако семейные проблемы необходимо обсуждать только в позитивном ключе — малышу крайне важно осознавать, что родительский дом всегда будет для него островком безопасности.

  Совсем необязательно скрывать от ребенка, что папу уволили с работы. Но преподнести эту новость нужно так, чтобы у сына или дочери не создалось впечатление, что все безнадежно. Ребенок должен быть уверен в наличии нескольких вариантов выхода из сложившейся ситуации. И здесь все зависит от устойчивости психики родителей. Если не суметь скрыть своего отчаяния, тревоги, это состояние передастся и крохе, в результате чего у него разовьется множество реакций — тревожность, беспокойство, капризы, истерики. 

  Детей можно и даже нужно учить эмоциональным реакциям. Они необходимы для нормального развития психики ребенка. Если случилась беда, и мама не может сдержать слез, не стоит скрывать их от малыша. Он должен понимать, чем они вызваны. При этом ребенок не должен оказаться в изоляции, один на один с тревогой, передавшейся ему от мамы. 

 Родители должны быть заодно 

  У маленького человечка не должно быть сомнений в том, что у мамы и папы одинаковые взгляды на его воспитание. Иными словами, малышу нужна уверенность, что родители всегда заодно. Допустим, ребенок ложится спать в 9 часов вечера, но настаивает на этом один из вас. Другой же считает правильным укладывать кроху на час раньше. Безусловно, у молодых родителей могут быть разные точки зрения на т или иные моменты воспитания, но ребенок не должен об этом догадываться. Таким образом, если в вопросах, касающихся воспитания малыша, существуют разногласия, искать компромисс нужно в отсутствии ребенка.

 Этика разговоров при детях 

  У большинства детей есть абсолютно безобидная, на их взгляд, склонность к подслушиванию разговоров, особенно взрослых. Малышей влекут тайны, а шепот родителей только подогревает интерес. Конечно, ребенку любопытно, что от него могут скрывать. Но если дети еще не способны понять, какой вред они наносят себе таким поведением, как развивающейся личности, то об этом должны знать родители. Не понимая толком, о чем шепчутся за дверью, из случайно услышанных обрывков фраз у ребенка может сложиться целая картина, нафантазированная им самим, причем ни одна. И абсолютно неизвестно, каким образом каждая из них повлияет на его дальнейшее психическое развитие. Нередко результат — всевозможные комплексы и неврозы. 

  Как уже было сказано выше, родителям    следует   уважать своего малыша, как любого взрослого   человека.   Всем известно, что беседовать в присутствии третьего лица, но без его участия, дурной тон. То же самое справедливо и по отношению к детям.  Не рекомендуется говорить при ребенке, если сам он не включен в ситуацию разговора. Малыш обязательно прочувствует на себе это неуважение. 

  Итак, самый большой вред, который могут причинить некорректные разговоры при детях, — формирование у малышей неправильного эмоционально-личностного отношения к себе и к своим действиям. У взрослых людей это проявляется в неадекватной самооценке (безосновательном возвышении себя над другими или наоборот) и неправильной реакции на собственные поступки. Для предупреждения подобных явлений в будущем у своих детей взрослым следует попытаться еще в дошкольном возрасте воспитать у малышей позитивный взгляд на жизнь.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙПО ИЗУЧЕИЮ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА В СЕМЬЕ:

1. В каждой семье УТРОМ ДОЛЖНЫ ЗВУЧАТЬ СЛОВА ПРИВЕТСТВИЯ, настраивающие домашних на хороший удачный день, а ВЕЧЕРОМ ПОЖЕЛАНИЯ СПОКОЙНОЙ НОЧИ.

 2. Для психологического комфорта ребенку важно утром услышать: «Вставай, пожалуйста, моя радость!» или «С добрым утром, мое солнышко!» 

 З. Нельзя ЗАСТАВЛЯТЬ ребенка здороваться, если он в силу какой-то причины при встрече со взрослым молчит.

 4. Нельзя УЧИТЬ, а тем более ТРЕБОВАТЬ от ребенка выполнения правил приветствия ПРИ ПОСТОРОННИХ

 5. 0бращайте внимание на улыбку своего малыша, она означает очень многое. ПОМНИТЕ, что УЛЫБКА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ признаком НЕСЕРЬЁЗНОСТИ или ЛЕГКОМЫСЛИЯ

 6. Научите ребенка накапливать ПОЗИТИВНЫЕ ЭМОЦИИ, ВИДЕТЬ ХОРОШЕЕ радостное в окружающем, переживать праздничное состояние жизни.

 7. ПОМНИТЕ, что ребенок всегда очень внимательно следит за нашими реакциями на те или иные события и перенимает их. 

 8. ДЕЛАЙТЕ ЕМУ МЕНЬШЕ ЗАМЕЧАНИЙ и критических высказываний, больше хвалите, не забывайте, что ДЕТИ ЛЮБЯТ, КОГДА ИХ ХВАЛЯТ.

 9. ХВАЛИТЕ и БЛАГОДАРИТЕ детей ЗА ПОМОЩЬ отмечая при этом достоинства: ты сильный, заботливый, ловкий, умелый, внимательный, добрый.

 10. ПОМНИТЕ, любое проявление внимания со стороны ребенка не должно оказаться незамеченным старшими

 

РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

   Вашему ребенку 3 года. Все чаще в его речи появляются фразы «Я думаю», «Я хочу». Ваш малыш начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Лучше понимает речь. Развитие понимания речи явно опережает произносительные возможности ребенка, т.к. подвижность артикуляционного аппарата (движения мышц языка, губ, нижней челюсти) еще недостаточна, и это затрудняет усвоение многих звуков. Голосовой аппарат тоже еще недостаточно окреп. Часто дети либо говорят тихо, либо, наоборот, говорят шепотом. Речевой выдох ребенка укорочен. Тем не менее большинство детей неплохо воспроизводят различные интонации вслед за взрослыми и верно пользуются ими в своей речи. Склонность ребенка к подражанию является благоприятным фактором для развития его активной речи. Повторяя за взрослыми слова и фразы, ребенок укрепляет свой артикуляционный аппарат. Родителям не следует говорить слишком быстро - скороговоркой. Речь родителей должна быть выразительная, эмоциональная, предложения и словосочетания построены грамматически правильно. Необходимы частые диалоги взрослого с ребенком. Цель таких диалогов заключается в том, чтобы способствовать развитию у детей понимания речи, памяти, внимания, мышления и вызывать желание подражать речи окружающих.

 С чего начать.

  Больше играйте с детьми, четко называя игрушки и действия с ними совершаемые. Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребенок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.

   Игра вызывает чувство удовлетворения, знакомит ребенка с окружающими предметами и явлениями природы, формирует его чувства, наблюдательность и речь. Обучение игре можно проводить как в неожиданно создавшейся ситуации, так и в специально отведенное время. О потребности детей в игре и игрушках знают все взрослые, но не все умеют подобрать нужную игрушку. 

 Какую выбрать игрушку? 

   Выбирая игрушку, родители прежде всего должны учитывать возраст, умственные и двигательные возможности ребенка. 

   Выбирая игрушку, помните, что игровая деятельность ребенка должна сочетать в себе физическую активность (например, приобретение двигательных навыков пальцев рук при надевании колец на остов пирамиды) с умственной (подбор колец в определенном порядке). 

 Советуем учесть следующее: 

 — с 3 лет дети вступают в период вопросов: «Что это?», «Почему?». У них сильно развивается воображение. После 3 лет игра значительно усложняется: девочки часами могут играть в куклы, изображая мать, врача, продавца и т.п. Мальчики представляют себя летчиками, шоферами, космонавтами. 

 —с 4 лет и мальчики и девочки предпочитают игры на свежем воздухе: самокаты, велосипеды, лыжи, мячи. С этого возраста дети начинают устанавливать в игре правила, а их постройки становятся сложными и продуманными. 

   Таким образом, в разном возрасте дети играют по-разному и предпочитают разные игрушки. Можно сказать, что и у игрушек есть свой возраст. 

 Как учить играть и какую игру выбрать? 

   Для начала разделите все игрушки вашего ребенка на те, которыми он будет пользоваться по своему желанию, и те, которые будут использованы вами в дидактических, т.е. обучающих, целях и не будут попадать в поле зрения ребенка до тех пор, пока вы их ему не предложите, что и явится для него приятным сюрпризом.

  Создавая игровые ситуации и обучая детей осмысленным действиям с игрушками или предметами, взрослый должен вызвать у ребенка радостное отношение и интерес к игрушке. Этого можно достичь только в том случае, если родитель искренен в своем положительном эмоциональном настрое. Малейшая неискренность взрослого будет тотчас же воспринята ребенком и вызовет у него негативную реакцию. Полезно стимулировать у детей отраженные высказывания, отраженные действия, а именно: «сделай, как мама, как папа, брат, сестра».

  Вот несколько игр:«Куда укатился мячик (шарик)?», «Найди зайчика», «Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно», «Бросание мяча по примеру взрослого», «Подражание движениям рук, ног"

 

Использование песочной терапии в логопедической работе.

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и легкий или тяжелый и влажный, он с легкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный — фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях. 

 Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира.то же происходит с ребенком, когда он играет в песок?

 Зачастую маленький ребенок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — ребенок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, «ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо» (даже если глубинный смысл проигранного на песке ребенком и не осознается). Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными. 

 Наблюдения психологов показывают также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что их ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками, — это может стать поводом для размышления о собственной системе воспитания ребенка, обращения за помощью к специалистам. 

 Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

 Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

 Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта». 

 В-третьих, в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание), а также речь и моторика.

 В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. 

 В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Кроме нарушения звукопроизношения ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, алалией, дизартрией, заиканием и т. д. 

 Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности нарушения эмоционально-волевой, коммуникативной сфер. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным или, наоборот, замкнутым и подавленным. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными: они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто проявляется сильная привязанность к кому-либо. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка: они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности. 

 Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной и общим развитием речи, а также педагога-психолога, который помогает справиться с их внутренними трудностями. 

 Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словеснологического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи. Все это требует более тщательного подбора методов логопедической и психологической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. 

 В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции все больше места занимают специальные техники, одна из которых — песочная терапия (sand-play). 

 Глубокое изучение литературы по проблеме песочной игротерапии позволило специалистам нашего дошкольного учреждения широко использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми. 

 Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить лидера,  конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты. 

 Затем в занятия включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторик рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу (горячее — холодное сухое — мокрое, твердое — мягкое гладкое — острое), кинестетические ощущения — во время движения.Обычно используются игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстигнеев; и Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»: 

 - поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

 - выполнить те же движения, по ставив ладонь на ребро;- пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на ни свои следы; 

 - создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка; 

 - «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными большими и, наконец, мизинчиками) Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать «загадочные следы».

 - «поиграть» на поверхности песка как на пианино или клавиатуре компьютера.  При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. 

 Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»), — предварительно ребенку завязывают глаза. 

 Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние: возбужденные дети успокаиваются, становятся значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самопознания), учится понимать себя и других. 

 На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи мы используем игры на развитие фонематического слуха: 

 - выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный; 

 - выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т. д.Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся в начале, середине, конце слова. Если дети все выполняют правильно, они получают ключ в страну принцессы «Эс» или «Ша» и поселяют фигурки в этой стране, а сами становятся ее почетными гостями. Эта простая игра помогает нам решить немало логопедических задач: 

 - закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука;

 - развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т. д.Дети очень любят лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.Им нравится превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т. д. 

 Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами — сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, — это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.  При изучении темы «Ударение» ребенок произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке фигурку Феи Ударения и «волшебную палочку», он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения. 

 Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки». На возвышенностях, сделанных из песка, располагаются домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, объяснив, по какому принципу они будут располагаться. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова, с двумя окнами — двухсложные, с тремя — трехсложные. 

 Для развития навыка дифференциации звуков можно использовать игру «Кто быстрее?» Песочница разбивается на два поля (можно поставить забор или сетку). Участники команды берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, и получают задание вписать их (пропущены дифференцируемые буквы). Потом дети ставят флажок на свое поле. Побеждает команда, выставившая больше флажков и правильно определившая пропущенные буквы.

 Также детям нравится игра «Мой город». Логопед дает задание выбрать фигурки, в названиях которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях. 

 Кроме того, в своей работе мы используем дидактические игры и упражнения: «Маленькие волшебники — мы создаем мир», «Победитель злости», «Песочный детский сад» и многие другие. Эти упражнения имеют огромное значение для развития и расширения представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека, стабилизируют эмоциональное состояние, учат детей самостоятельно действовать, достигать цели, через экспериментальную деятельность развивают мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы и делать выводы.

 Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: 

 - удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми; 

 - песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка;

 - оказывается положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей; 

 - песочная игротерапия вызывает положительные эмоции (радость, удивление), снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);

 - песочная игротерапия совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит их выражать свои эмоции в безобидной форме;

 - но самое важное — ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других. 

 Следует отметить, что достижение оптимальных результатов невозможно без глубокого изучения атмосферы семьи, без тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с родителями. 

 Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.

 Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребенка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.